Женщины-гладиаторы Древнего Рима

Бой на арене

Гладиаторские бои в Древнем Риме были самым массовым и распространенным развлечением. На пропитанные кровью пески выходили представители не только разных сословий, но и разных полов. На ряду с мужчинами жадную к зрелищам толпу развлекали и женщины. В свое время их сравнивали с амазонками и называли дикими кошками. По мастерству они не уступали своим коллегам «сильного пола».

Точно сказать, когда впервые представительницы прекрасного пола начали принимать участие в боях на аренах невозможно. Многие источники указывают на то, что женщины выступали в качестве гладиаторов еще во времена республики. По примеру мужчин они часто брали себе псевдонимы. Например, Эссона, Ахилла, Пелея, Орфея, Гераклия. Многие древнеримские авторы отмечали, что воительницы не уступали мужчинам. Но кем они были, как сражались и жили?

Вызов обществу

Сражающиеся женщины-гладиаторы.
Сражающиеся женщины-гладиаторы. Мраморная плита из Британского музея

Первыми женщинами-гладиаторами были свободные девушки Рима из знатных семей. По своей воли они выходили на пески арены. Выступали они на арене не из-за денег, а ради развлечения, славы или почтить память умершего (гладиаторские бои вначале проводились, как погребальные игры). Отважных девушек было столь много, что в 11 году н.э. император Август издал указ о возрастном цензе. По нему право участвовать в гладиаторских боях имели девушки, достигшие двадцати лет. Особенно жестоко карались лудусы завербовавшие дочерей, внучек и правнучек сенаторов и всадников.

Помимо девушек списки гладиатрис пополняли женщины из черного списка невест. В Древнем Риме большинство браков заключалось по расчету. Из-за этого супружеские измены были довольно распространены. Если муж мирился с этим, то супруги спокойно жили под одной крышей. А вот в другом случаи семья распадалась.

В таких случаях женщина не имела права повторно выйти замуж и перед ней вставала проблема— как дальше жить. Нередко такая женщина выбирала путь гладиатрисы. Отвергнутая мужем, обществом и не принимаемая в родительском доме она шла в гладиаторскую школу. Там ей был гарантирован кров, еда и деньги за победы.

Надо отметить, что девушки из аристократических семей проходили обучение под руководством личных тренеров. Бывшие жены не имели такой возможности и обучались вместе с рабынями.

Не властные над судьбой

Главным поставщиком гладиаторов обоих полов были непрекращающиеся военные походы. Судьба захваченной рабыни могла быть разной— стать прислугой, отправится на рудники или в публичный дом. Но часть попадала в гладиаторские школы. Там они проходили изнурительные тренировки с утра до вечера, в целом мало отличавшиеся от мужских.

Большим любителем гладиаторских боев с участием женщин был Нерон. Удовлетворяя свое желание, он сформировал отряд женщин-гладиаторов из представительниц африканского континента. Вооружая короткими кинжалами их выпускали на арену против диких животных. Вышедшим победительницами даровалась свобода. Однако в данном примере рабыни не проходили никакой подготовки. Несложно представить, что счастливиц были единицы.

Помимо рабынь в гладиаторские школы отправляли преступниц.

Подготовка и амуниция

Как уже отмечалось подготовка гладиатрис мало отличалась от мужской. В первую очередь им определялась будущая специализация в гладиаторском искусстве—бистиарий, гопломах, димахер и т.д. Затем следовал курс подготовки от 1 до 5 месяцев. Во время курса подготовки и после гладиатрис кормили специальной диетой и проводили регулярные медицинские обследования.

Женщин часто обучали сражаться левой рукой для того, чтобы сбить с толку соперницу правшу. В процессе занятий, помимо освоения приемов фехтования, проводилась психологическая подготовка. Женщины-гладиаторы следовали тому же кодексу чести, что и мужчины. Свободные дамы, решившие испытать судьбу на арене, объявляли себя юридически мертвыми личностями. Они сохраняли молчание на арене. Если были напарницы, то с ними общение происходило жестами. При неудачно проходившем поединке они не имели права бежать с арены. Тяжело раненная гладиатриса была обязана подставить горло под оружие противника. Допускался жест о признании поражения и прошения публики решить ее участь.

После завершения подготовки женщин-гладиаторов отправляли на арену. На найденных изображениях Древнего Рима сохранилось немало изображений женщин-гладиаторов. Вооружение гладиатрис было аналогичным мужскому. Как правило это были копье, лук, гладиус, топор или трезубец. А вот наряды отличались. Внешний облик воительниц должен был показать зрителям, что перед ними представительницы прекрасного пола.

Наряд состоял из набедренной повязки и стофия. Стофий—кожаная повязка прикрывавшая грудь. Однако с течением времени он был упразднен и женщины сражались без него— доставляя эстетическое и эротическое удовольствие толпе. Также у женщин отсутствовали шлемы для демонстрации причесок. Сделано это было в угоду все тем же причинам в ущерб защищенности.

Закуска

Бой двух гладиатрис

Бои с участием гладиатрис проводились в конце зрелищ и преподносились с особой помпой. Зачастую бои представляли собой театрализованные постановки. Самыми распространенными шоу были на этнические, исторические, эротические и мифические темы. Император Доминициан был любителем таких представлений. При нем устраивали ночные гладиаторские бои при свете факелов. Противниками воительниц были звери, карлики или другие гладиатрисы.

В Риме был запрет на поединки между мужчинами и женщинами. Но любой запрет неизбежно нарушается, особенно если он касается развлечений. По началу стали проводить смешанные поединки. К началу новой эры уже проводились бои между разными полами. В таких поединках нередким явлением была победа гладиатрис.  При разных императорах запрет то возобновляли, то отменяли.

Бившиеся с большой грацией и свирепостью женщины-гладиаторы быстро становились любимицами публики. Самой знаменитой является Герардеска Манутиус, выигравшая более двух сотен поединков в течении 11 месяцев.

Что касается самих шоу то они делились на два типа— открытые и частные. В первую категорию входили исторические, мифические и этнические тематики. Надо отметить, что в этнических шоу участвовали только рабыни. Эротические шоу проводились вне стен амфитеатров на загородных вилах для аристократии. Калигола, прославившейся своей распутностью, часто устраивал пиры, главным развлечением которых был поединок обнаженных гладиатрис.

Цена славы

Отношение римского общества к женщинам-гладиатором было смешаное. Если у рабынь не было выбора, то свободные девушки приводили в замешательство зрителей. Они становились звездами арены. В стенах амфитеатров они завораживали толпу своей отвагой, ловкостью и красотой. Аплодисменты в их сторону не прекращались несколько минут. Однако вне стен арены ситуация была противоположной.

За приделами амфитеатров общество откровенно осуждало гладиатрис. Считалось, что женщины должны заниматься домом. Все это выливалось в откровенные насмешки в сторону воительниц.  Их приравнивали к проституткам, что являлось позором. Ярким свидетельством порицания общества являлись произведения древнеримских сатириков. Тем не менее желавшие независимости, равноправия, славы и азарта женщины не обращали на это внимания выходя на пески арены, демонстрируя публике незабываемое зрелище.

Рабыни тоже были любимицами публики. Однако их судьба была менее завидной чем у свободных женщин. Если последние лишь приравнивались к проституткам, то рабыни нередко посещали виллы аристократов.  С течением времени их стали рассматривать как ценный товар, и они все реже сражались на песках арены. Все чаще их приглашали в дома римской знати, где они проводили показательные выступления. Итогом такого шоу нередко становились взрослые развлечения с гладиатрисами.

Исторические источники

 До нас дошло много литературных и археологических источников существования женщин гладиаторов. В романе «Сатириконе» Петроний персонаж Тит владел женщиной-эсседарией. Эсидарий тип гладиатора, вооруженный луком и стоявшем на колеснице. Сатирик Ювенал в шестой сатире высмеивал гладиатрис.

Помимо писателей о воительницах упоминают древнеримские историки. Так Тацит в «Аналах» описывая событиях 63-64 годов упоминает великолепные гладиаторские бои. Особенно он отмечает принятие участия в зрелищах большого числа знатных женщин и сенаторов, запятнавших себя выходом на пески арены.

Дион Касий в «Римской истории» пишет о празднике, устроенном Нероном в честь матери. В празднике участвовало большое количество гладиатрис. В другом томе Касий повествует о грандиозном шоу в правления Тита в котором приняли участие женщины, не занимавшие высокого положения в обществе— группами и по одиночке.

«Жизнь двенадцати цезарей» Севтония описывая правления Доминициана сообщает о травли животных и гладиаторских боях среди ночи. Там же упоминаются поединки между разных полов.

В 19 году нашей эры в Риме был принят закон senatus consulta в котором были введены дополнительные наказания для мужчин и женщин из сословий сенаторов и всадников за участие в боях на арене. Они закрепляли введенные ранее запреты императором Августом.

Археологические источники тоже изобилуют свидетельствами. Помимо изображений найдено множество табличек с именами гладиатрис.  Например, вблизи города Бодрум была найдена мемориальная плита I или II века нашей эры. На плите изображены женщины с щитами и мечами. Там же написаны мена участниц на греческом — Амазонка и Асхила. Скорее всего это псевдонимы.

В Музее искусств и ремесел Гамбурга хранится бронзовая статуэтка обнаженной девушки с занесенной над головой левой рукой. Предмет в руке был утерян, но многие исследователи предполагают, что это изображение гладиатрисы. Мнение в этом укрепляет внешний вид изображенной девушки— на ней лишь набедренная повязка.

В надписях найденных на раскопках одной из школ гладиаторов упоминается Валерия Иукунда— ученица школы. Существуют и другие материальные свидетельства.

В частности, были найдены два захоронения датируемые I и II веком соответственно. Первое захоронение было обнаружено в Лондоне второе в графстве Херефордшир. Найденные там предметы, а также антропометрическая экспертиза дают большую вероятность, что покоившееся там женщины были гладиаторами.

Итоги

Окончательно запретил участие женщин в гладиаторских боях декрет императора Септима Севера. Однако на протяжении последующего столетия встречались шоу с участием гладиатрис. Сами гладиаторы прекрасного пола доказали, что женщинам под силу самое мужское занятие. Смелые, грациозные и отчаянные, они изумляли тогдашнее общество и изумляют современное. Их образ, прошедший через века, остается загадкой. Гладиатрисы еще долго будут будоражить и восхищать человечество.

Поделится

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.