Главная страница » Возникновение запорожского казачества

Возникновение запорожского казачества

Процесс возникновения запорожского казачества является следствием сложных культурных, бытовых, политических и социальных процессов, протекавших на территории Восточной Европы на рубеже конца Средневековья и начала Нового Времени, уходящий своими корнями во времена Киевской Руси.

Значение слова казак

Казаки на привале

Слово «казак» имеет, по мнению большинства исследователей, тюркское происхождение. Само слово имеет множество значений, но на территорию Киевской Руси оно массово проникло вследствие активного культурного обмена с половцами. У половцев само слово означало стражу, что потом лягло в основу функций будущей запорожской сечи при Дмитрии Ивановиче Вишневецком, более известном как Байда.

Теории о происхождении казачества

Существует немало теорий о происхождении казачества. Наименее популярной является хазарская. Возникла данная теория в начале 18 века среди казацкой старшины, возникшая вследствие схожести слов «казак» и «козар». Впоследствии одним из ее идеологов был Филипп Орлик, генеральный писарь при Иване Мазепе и его приемник в изгнании. После смерти Мазепы верная ему старшина избрала Орлика гетманом Правобережной Украины. Во время этих выборов им были составлены и провозглашены «Договоры и постановления прав и вольностей Войска Запорожского», впоследствии вошедшие в украинскую историографию как «Конституция Филиппа Орлика». В своей конституции он называет казаков потомками хазар. Скорее всего, это было заявление политической программы, как базы для вывода Запорожской Сечи из-под власти Российской империи и подчеркивающая отдельный социальный статус казачества.

В 19-20 веках появилась теория происхождения казачества от бродников, этнически смешанного населения приазовских и причерноморских степей, которая также подчеркивала особый статус казаков.

В тот же период формируется еще одна теория, основанная на том, что казаками становились люди из приграничных районов, уходившие летом в степь на промыслы и возвращавшиеся домой на зимовку. Основным их центром были Черкассы, а назывались такие люди «уходниками». С течением времени часть из них стала жить в степи и называться казаками. Также к этой теории относится идея, что казаками становились беглые крестьяне. Однако тяжело представить, что обычный крестьянин, оказавшись за Днепровскими порогами, становился сразу обученным военному делу человеком. В те времена в степи было небезопасно. Основной угрозой были татары. Хотя известны примеры и мирного существования таких людей с татарами, основанными в первую очередь на торговле.

Также есть теория о происхождении казачества от тюрков. Она основана не только на этимологическом происхождении слова, но и на вполне конкретных исторических процессах. Так в армии Золотой Орды казаками называли элитные части легкой кавалерии. После распада Золотой Орды часть татар переселилась на территорию Великого Княжества Литовского и разделилась по происхождению на знатных, которых приравнивали к шляхте, и служивых. Последние в документах именовались «татарами-казаками» и приравнивались к служебному боярству.

Наиболее представительной является смешанная версия, представляющая собой поэтапное развитие предшествующих казакам движений, народов и социальных групп окончившееся созданием казацкого сословия и основанием Запорожской Сечи. Давайте восстановим историю зарождения запорожских казаков.

История зарождения запорожских казаков

Эпоха Киевской Русь

Древнерусские княжества в 12 в. — начале 13 в.

Летом 965 года киевский князь Святослав Игоревич совершает поход на Хазарский каганат. К этому времени киевские князья уже не раз совершали походы против хазар с целью ослабить их влияние в Причерноморье и усилить свой контроль над путем «из варяг в греки». Однако Святослав подошел к решению данной задачи более радикально. Он решил полностью ликвидировать Хазарский каганат. В итоге непростой военной кампании войска хазаров были разгромлены и дружина Святослава взяла столицу хазар — Саркел. Сам город представлял собой серьезную крепость, однако она была плохо подготовлена к обороне. Оценив выгодное расположение города, там была основана крепость Белый Дом. Также в итоге этого похода под власть Святослава перешли земли бывшего Боспорского царства. В их числе был город Тмутаракань, на базе которого основывается Тмутараканское княжество. Примечательно также и то, что во время похода Святославу полюбились внешний вид и удаль северокавказских черкесов и касогов. Он изменил свой облик на их манер и большинство византийских источников описывают его с длинными усами, бритой головой и чубом. Великого князя можно считать одним из основателей казацкой моды на территории Киевской Руси.

Путь из Варяг в Греки

В 969 году Хазарский каганат окончательно распадается. Пользуясь этим в устье Днепра основывается крепость Олешье. Тем временем образовавшийся вакуум, оставшийся после Хазарского каганата, заполняют печенеги. В борьбе с ними и для контроля торговых путей в качестве опорных пунктов используются Белый Дом, Олешье и Тмутаракань. Вокруг них возникают небольшие укрепленные поселения, особенно много их находится по всему течению Днепра. Они становятся далекими предвестниками казацких поселений.  

В 1055 году в степи Причерноморья вытесняя ослабших печенегов и разорив по пути Белый Дом вторгаются половцы. Несмотря на мирный первый контакт, с ними начинаются непростые взаимоотношения. До конца 11 века идут непрерывные половецкие походы на территорию Киевской Руси. Кроме того, половцы принимали активное участие в междоусобных войнах князей. В следствии этого происходит культурный обмен. Именно с приходом половцев на Русь проникает слово «казак».

Для обороны южных границ Руси от половцев организовываются укрепления и поселения из союзных тюрков, известных как «черные клобуки». Ими же комплектуют поселения на Днепре. По сути они являлись предвестниками казаков, осуществлявшие пограничную службу по всей южной границе Руси. Название получили за черные папахи, которые станут основными головными уборами казаков.

Параллельно с приходом половцев Киевская Русь входит в период неспокойной социально-политической обстановки и начала экономического упадка, вызванных началом процесса дробления на княжества. Тмутараканское княжество признает власть Византии. Начинают появляется бродники, ставшие прообразом казаков. Поначалу они представляли собой беглецов и беженцев из разных социальных слоев Киевской Руси, однако со временем они начали становится одной из главных сил на территории низовий Днепра, Причерноморья и Дона. Уже в 1159 году они захватывают Олешье и только поход великого князя киевского Ростислава Мстиславовича возвращает его под контроль Киева. Со временем бродники занимают нишу торговцев и осуществляют навигацию по Днепру. Кроме того, становятся монополистами в солеварении и начинают предоставлять военную помощь князьям, в том числе самому Ярославу Мудрому. Так же в силу своей деятельности бродники имели тесные связи с половцами и черными клобуками, активно впитывая культуру и ассимилируя их, формируя этнически смешанное население.  

Бродник

В 1222 году в восточные владения половцев вторгаются монголы.  Понимая угрозу, половецкий хан Котян обращается за помощью к своему зятю Мстиславу Мстиславовичу Удатному и еще ряду князей за помощью. Князья откликаются на призыв. Однако бродники встают на сторону монголов во главе с Джебе-Нойоном и Субэдэем в битве на Калке в 1223 году. Это решение сыграло важную роль. В период монгольского нашествия бродники не пострадали, Чингисхан дал им гарантии безопасного существования. Здесь сыграло, как и союзническое отношение монгол, так и то что бродники жили в труднодоступных и мало интересных для кочевников местах: островах, плавнях, болотах. Более того во время владычества Золотой Орды бродники получили льготы на ведение торговли, заняли все ключевые переправы и дороги, предоставляли военные контингенты в их войска. В том числе участвовали в западном походе татаро-монголов. От них требовалось лишь поддерживать дороги и переправы в хорошем состоянии. Надо отметить, что прямые письменные упоминания о бродниках исчезают после 13 века, однако упоминания о славянских поселениях в низовья Днепра регулярно встречаются.

Немало важной деталью являлось и то что иногда сами монголы переселяли часть крестьян из княжеств на плодородные земли, давая им льготы и защищая от притеснений, требуя взамен часть урожая. Например, на месте крепости Олешье, которая пришла в упадок с приходом монгол, было вновь организовано крупное поселение. Все это создало прочную базу для формирования казачества.

Эпоха Великого княжества Литовского

В этот период происходит постепенное присоединение территорий бывшей Киевской Руси, точнее ее юго-западной части, к Великому Княжеству Литовскому и Польше. Озабоченные противостоянием с Золотой Ордой литовцы, начинают восстанавливать бывшие пограничные укрепления времен Киевской Руси. Основу приграничных контингентов начинают составлять бродники, перешедшие на службу литовцам, местное боярство, шляхта и свободные люди, знакомые с военным ремеслом. Также в 14 веке появляются «уходники»: люди которые уходили на промыслы в степь, именуемую Диким Полем, летом и возвращались домой на зимовку. Их основу составляли свободные крестьяне, горожане, шляхта и бояре. Со временем часть из них поселялась на территории днепровских порогов и островов. Центром данного движения являлись Черкассы.

С распадом Золотой Орды в 1483 году образуется новые ханства, которые начинают борьбу за власть между собой. В результате начинается общий упадок всей инфраструктуры, созданной во времена Золотой Орды. Потеряв источники доходов бывшие бродники и переселенцы начинают собирается в отряды с целью нападения на поселения татар. Хотя есть и примеры продолжения мирного существования на территории того же Олешья. Формируется казацкое сословие.

Это движение подпитывает начавшийся социальный кризис в европейских странах в конце 15 — начале 16 века, в связи с упадком рыцарского сословия. Особо сильно это чувствовалось на территории Польши и Великого Княжества Литовского. Кроме уже упомянутого «уходничества» на рубеже 15 — 16 веков в Великом Княжестве Литовском шли процесс юридического подтверждения благородного происхождения. Очень быстро часть служивого боярства потеряла свои социальные права и экономическую базу. Среди них были и татарские переселенцы, именовавшиеся в документах как «татары-казаки». Кроме того, шел процесс разорения мелкой шляхты и покупки их земельных наделов магнатами. Наибольшее социальное потрясение произошло после ликвидации Великого княжества Киевского в 1471 году, где основу военного контингента составляло служивое боярство. Теряя свои земельные наделы большинство из них начало присоединятся к уходникам или вообще уходить в степь. Там им наладить свою жизнь помогали военные навыки, которые использовались в походах на татарские поселения. Аналогичные процессы происходили в Польше, хотя и в более мягкой форме.

Изменения также коснулись и крестьян с горожанами. Крестьяне в своей основной массе терпели процесс закрепощения, бегство в степь было большой редкостью. Горожане приграничных территорий наоборот, все чаще уходили в степь на промыслы, чтобы прокормить семьи. Попадая в саму степь уходникам приходилось сталкиваться в первую очередь с татарами. Для противостояния им, они объединялись в ватаги, обычно возглавляемые выходцами из служивого боярства или шляхты, реже уже имевшими большой опыт в уходах горожанами. Такие предводители назывались «атаманами». Кроме промыслов они занимались набегами на татарские селения. Иногда им попадались татарские торговые караваны или табуны, что сулило отличную добычу. На этом этапе можно говорить о полноценном создании казацкого сословия. Надо отметить что впоследствии часть казаков уходила назад и становилась городовыми казаками, становясь ядром для формирования будущего реестрового казачества. А те что оставались в степи станут основой для создания Запорожской Сечи.

Вследствие распада Золотой Орды, в казаки уходила и часть татар, не нашедшая места в изменившейся обстановке. Как правило это были воины, которым не понравились условия службы в образовавшихся государствах, преследуемые знатью или потерявшие источники дохода скотоводы. Они присоединялись к своим коллегам из Великого Княжества Литовского и Польши. В силу того, что их было меньше, они растворялись в основной массе, принося элементы своего быта.

Кроме перечисленных социальных слоев надо отметить, что в казаки уходили авантюристы, разорившиеся торговцы и ремесленники, преступники и небольшое количество беглых крестьян.

Национальный состав также был разнообразный. Кроме представителей народов Великого Княжества Литовского, Польши и Крымского ханства встречались венгры, чехи, хорваты и даже выходцы из кавказских народов. Довольно много было и молдаван, имевших давние связи с поселенцами степи еще со времен Киевской Руси и участвовавших в движении бродников.

Начиная со второй половины 15 века казацкие отряды начинают массовые набеги на татарские кочевья и поселения, грабят караваны, уводят скот и доставляют массу проблем. Видя зарождающуюся силу, вельможи и правители, в первую очередь из Великого Княжества Литовского старались поставить их себе на службу в рамках обороны южных границ от татар и дополнительного увеличения своих армий.

В 1489 году, во время похода польского короля Яна-Альберехта, в польских источниках упоминаются казаки-християне, которые выступали в качестве проводников. Из этого можно сделать вывод о преобладании славянского этноса в рядах казаков при наличии представителей тюркских народов. В том же году во главе атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра. Разбив татарское охранение, они ограбили купцов и увели скот.

Значительную роль в этом сыграл Глинский Богдан Федорович известный также как казак Мамай. В 1488 году он был назначен великим князем литовским Казимиром наместником Черкасс для усиления обороны южных границ ВКЛ. Как уже отмечалось, Черкассы в то время были сердцем казацкого движения. Быстро поняв весь потенциал, имевшийся на подвластных ему территориях, он немедленно приступил к созданию вооруженных отрядов. Эти отряды упоминаются в официальных документах того времени как «казаки». Под его предводительством эти отряды в 1492 году совершают поход на Тягиню, попутно захватив татарский корабль.

В 1493 совершается новый поход уже на Очаков. Захватив и разрушив недавно построенную крепость, казаки взяли казну и увели часть местного населения в неволю. В свою очередь крымский хан Менгли I Гирей жалуется на казаков новому великому князю литовскому Александру Ягеллону, упоминая их как «черкасских».  Не получив положительного ответа и компенсации, при поддержки турецких сил, вторгается в том же году на территорию ВКЛ. Здесь казаки под предводительством Глинского снова проявляют свою высокую боевую эффективность.

Сам Глинский в 1495 году был назначен наместником Путивля для укрепления обороны от Московии, но в 4 августа 1500 года Путивль был взят московскими войсками. Сам бывший казацкий атаман попал в плен, где и умер.

Несмотря на то что казаки потеряли великого атамана их походы приобретали все более массовый и регулярный характер. В 1502 и 1503 годах крымский хан снова жалуется на казаков, упоминая уже «киевских». Это свидетельствует о бурном росте данного сословия.

Следует отметить что казаки не только враждовали с татарами. Имеются свидетельства и того что они поступали на службу им. Так крымские источники второй половины 15 века упоминают наемных казаков, которые несли в основном сторожевую и конвойную службу в Кафе и других генуэзских колониях, продолжая службу после перехода городов под власть татар.

Немало важную роль как в создании Запорожской Сечи, так и в формировании казацкого сословия сыграл проект «обороны поточной» действовавший на протяжении с 1480 до 1562 годов. Это была польская инициатива. Сам проект переставлял собой создание наемного войска для обороны юго-восточных границ от татарских набегов. С течением времени и всевозрастающей взаимной интеграции Польши и Великого Княжества Литовского, он заменял старую литовскую программу по обороне южных границ. В ее рамках и действовал Глинский.

Остап Дашкевич
Остап Дашкевич

На смену Глинскому в качестве Черкасского старосты пришел Остап Дашкевич. Он принялся централизованно организовывать казацкие отряды. Главным его достижением было увеличение численности казачества. В качестве центра был избран Чигирин. Там был организован арсенал и зимовник для отрядов. Кроме того, Дашкевичем была проведена военная реформа: казаков перевооружили с луков на мушкеты, была заложена полковая система организации, повысилась дисциплина. Так было создано три больших отряда в Черкассах, Каневе и Чигирине, в будущем на их основе будут сформированы первые полки реестровых казаков. Дашкевич первый предложил в 1533 году организовать укрепленный форпост на Днепре для противодействия набегам татар, но идея не была реализована. Однако на самых важных переправах по его инициативе был организованы деревоземляные укрепления —  первые сечи. На сечах стали строить чайки — для навигации по Днепру. В некоторых документах, датированных 1508 годом Дашкевич упоминается как гетман Войска Запорожского, в том же году он во главе казаков разбил крымских татар. Несомненно, он был первым кошевым атаманом.

К деятельности Дашкевича присоединился староста Хмельника Предслав Лянцкоронский, известный как Лях Сердечный. В молодости Предслав побывал в Европе, Малой Азии и Иерусалиме изучая военное искусство. Был женат на дочери князя Константина Острожского. По просьбе польского короля Сигизмунда І Старого в 1516 году собрал казацкое войско и разбил татар под Аккерманом. В том же году возглавил войско казаков и шляхты, разбив татар, возвращавшихся с похода на Московию. Вместе с Дашкевичем организовывал походы против татар, самым крупным, из которых было нападение на Очаков. Был назначен ротмистром казацкой кавалерии. В 1520 году стал старостой Хмельника. До конца жизни боролся с татарами. В некоторых источниках Лянцкоронский упоминается, как первый гетман низового запорожского войска. 

Безусловно Остапа Дашкевича и Предслава Лянцкоронского можно считать отцами-основателями запорожского казачества. Они заложили прочный фундамент и укрепили казачество. Кульминацией их усилий было создание Запорожской Сечи Дмитрием Ивановичем Вишневецким.

Создание Запорожской Сечи

Сам Вишневецкий был родом из старинного и знатного рода Вишневецких, владел обширными землями в Кременецком повете, с 1551 года являлся Черкасским старостой, в следствии этого был приемником атамана казаков Мамая. Его брат Михаил Иванович Вишневецкий владел огромными родовыми землями на территории современной полтавской области, которые назывались «вишнивечинной». Все эти территории граничили с Диким Полем и подвергались регулярным нападениям со стороны татар. Еще их отец Иван Михайлович принимал активное участие в укреплении границ, преследуя главным образом цель по обеспечению защиты своих владений. Неудивительно, что именно Дмитрий Иванович сыграл решающую роль в создании Запорожской Сечи и окончательном становлении казаков.

Дмитрий Байда-Вишневецький
Дмитрий Байда-Вишневецький

Так в 1555 году им был построен на острове Малая Хортица, деревоземляное укрепление на деньги семьи, частые пожертвования и небольшую финансовую помощь в рамках обороны поточной. Гарнизон составили нанятые и частично уже проживающие тут казаки. Несмотря на небольшую численность своих сил казаки под предводительством Вишневецкого, получившего впоследствии прозвище Байда, в 1556 году совершают два успешных похода на Очаков и Исла-Кермен.

Эти два похода вызвали ответную реакцию и уже весной 1557 году крымский хан Девлет I Гирей собрал войска с целью уничтожить форпост на острове. В этом предприятии он потерпел неудачу и ушел с большим позором. Однако уже в 1558 году повторно совершил поход при поддержке турков и разрушил укрепление, хотя и не уничтожил полностью его гарнизон.

Не имея финансов и не получая их дальше ни от правительства, ни от семьи, Байда обращается к московскому царю Ивану Грозному, рассчитывая получить помощь в виду намечавшейся войны между Крымским Ханством и Московским царством. Иван Грозный ее оказал деньгами, пушками и прислал отряд стрельцов в количестве 300 человек. Опираясь на эти ресурсы Байда организовал новый укрепленный форпост, получивший название «город Вишневецкого», и продолжил походы на татар. Однако в это время начинала разгораться Ливонская война и Иван Грозный прекратил помогать Байде.

Ища новых союзников Вишневецкий ввязался в борьбу среди молдавского боярства. Там в результате предательства, он попал в плен туркам и был отправлен в Стамбул, где был казнен. Несмотря на потерю лидера казаки продолжили активные действия.

При жизни Вишневецкий воспринимался казаками как гетман, хотя формально им мог и не быть. Если князь и был гетманом, то благодаря власти старосты, а не через избрание казаками, поскольку казацкая выборная система ещё не приобрела достаточного развития.

В заключении надо отметить, что формирование казачества проходило в течении столетий, его развитее подпитывали разные социально-экономические, политические и миграционные процессы, от борьбы Киевской Руси с кочевниками и нашествия монгол, до кризиса конца средневековья и наступления Нового Времени. Пройдя эти этапы, со временем казаки станут одной из главных сил на территории Восточной Европы. Впереди будут походы на татар, турецкие города черноморском побережье Малой Азии, их будут нанимать в европейские армии, они буду восставать против Речи Посполитой, вести гражданскую войну и бороться за свою независимость от Российской империи. В массовом сознании они станут символом свободы, мужества и воинского искусства.

Поделиться

Author

6 комментариев для “Возникновение запорожского казачества

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх