Зарождение инквизиции началось еще в первые годы христианства, когда в обязанности епископов входил поиск и наказание отступников от догм церкви. С признанием христианства государственной религией Римской империи к церковным наказаниям (самым высоким из которых было отлучение от церкви) стали добавляться и гражданские, а с XI века, когда церковные иерархи достигли значительного могущества, против еретиков стали применяться и насильственные меры, включая конфискацию имущества и сожжение на костры.
Расцвет еретисеских церквей
К началу XII века в ряде стран Западной Европы, особенно на юге Франции, севере Италии и некоторых землях Германии получили распространение духовные монашеские общины, которые, признавая Евангелие, отрицали легитимность иерархов Римской церкви и ряд ее догматов и таинств, церковного землевладения и десятины, призывали вернуться в христианство апостольских времен. К началу XIII века эти общины превратились в церковные институции, крупнейшими из которых были церкви катар (или альбигойцев), которые на юге Франции и севере Италии образовали по 5 епископств и пользовались поддержкой светской власти.
В 1179 году Третий Латеранский собор осудил катарскую ересь, через 5 лет она была квалифицирована как государственное преступление, а в 1209 году пап Иннокентий III призвал к крестовому походу против катаров, война против которых была очень жестокой и сопровождалась массовой резней мирного населения на кострах. Для их выявления и наказания папа римский Иннокентий III в 1215 году ввел специальный церковный суд, который должен помогать светским властям в делах расследования ересей.
После полного подавления катаров в 1229 году папой Григорием IX на Тулужском соборе было утверждено образование Епископской инквизиции, которая впоследствии была преобразована в Папскую, а управление инквизицией на разных уровнях осуществлялось монахами доминиканцами и францисканцами. С 1252 г. папа Иннокентий IV разрешил применять пытки, хотя самые жестокие из них применяли светские суды, которым передавались еретики, которые не отказывались от своих убеждений.
Инквизиция в Испании
В 1478 году с разрешения папы римского Сикста IV в Испании был введен Трибунал священной канцелярии — собственный религиозный суд, известный как Испанская инквизиция, призванная обеспечить каноничность веры новообращенных, после завершения Реконкисты, особенно евреев и мусульман, вынужденных в трехмесячный срок или креститься или покинуть пределы страны. Первым главным инквизитором стал Томас Торквемада. В этом деле ему активно помогали местные военно-монашеские ордена. Испанская инквизиция послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов, со временем проникла в Нидерланды (1522 г.), где стала одной из причин Нидерландской революции, и Португалию (1536 г.), откуда распространилась на ее колонии в Ост-Индии.
Вопрос о количестве жертв инквизиции остается открытым. Церковный суд не выносил и не исполнял приговоров, а лишь расследовал привязанность подозреваемого к ереси, степень его убежденности в ней, после чего он мог быть оправдан или передан гражданскому суду, который и определял наказание. Если еретик раскаялся и отрекался от своих взглядов, то степень наказания могла быть разной — от публичного раскаяния до заключения. Лишь убежденные в своих взглядах отступники (с точки зрения католической церкви) подвергались аутодафе и сожжению на костре. Согласно некоторым архивам за 140 лет активной деятельности Испанской инквизиции, которая считается жесточайшей, она рассмотрела дела 49 — 87 тысяч человек, 930-1300 из которых были казнены; по всей же Европе инквизицией было казнено от 3000 до 5000 человек. Самыми известными жертвами инквизиции являются Орден тамплиеров и ее лидер — Жак де Моле, Жанна Д’Арк, Жиль де Ре Синяя Борода, Джордано Бруно, Галилео Галилей.
Испанская инквизиция совсем прекратила свою деятельность только 15 июля 1834 года, а последнее аутодафе было проведено в Валенсии восемь лет до этого. Несколько раньше инквизиция была ликвидирована в Португалии, Франции и революциями в Латинской Америке. В немецкоязычных странах она не нашла особого распространения и фактически прекратила свою деятельность еще во времена Реформации, в то время как здесь, как и в других протестантских государствах, получила распространение охоты на ведьм и колдунов.
Реформа инквизиции
Еще в 1542 г. Папская инквизиция была трансформирована в Конгрегацию Римской и Вселенской Инквизиции, которой были подчинены все местные инквизиции, с правом действовать по всему миру. Со временем она превратилась в высшую богословскую инстанцию по вере и каноническим действиям, решения которой были обязательны для всей католической церкви; с 1908 года сначала как Конгрегация Священной Канцелярии, а затем Конгрегация Доктрины Веры, она действует и по сей день.