В 1125 году сын Владимира Мономаха князь Юрий Долгорукий перенес свой стол из Ростова в Суждаль (ныне Суздаль, РФ), город внутри большого плодородного ополья, вокруг которого несколько десятилетий строил свою вотчину, которую намеревался передать младшим сыновьям, а сам планировал захватить Киев и рассадить на Руси своих старших детей. В борьбе с сыновьями Мстислава Владимировича Великого, своими племянниками, он занимал великокняжеский стол трижды, каждый раз ненадолго, популярностью в Киеве не пользовался настолько, что после его смерти (возможно от отравления боярами) 15 мая 1157 года, два его двора и двор его сына Василька были разграблены, а по киевским городам убили всех суздальцев — и бояр и жену.
В конце концов, закрепиться в Руси из старших потомков Долгорукого удалось лишь Глебу Юрьевичу переяславскому, и благодаря его тестю Изяславу Давидовичу, который уже 19 мая въехал в Киев: Бориса выгнали из Турова, Василька — с Поросся, Мстислава — из Новгорода.
Андрей Боголюбский
Старший же Андрей уже два года жил в Суздале, куда перебрался из Вышгорода еще при жизни отца и вопреки его воле, прихватив с собой, по легенде, меч Бориса Владимировича, первого святого из Рюриковичей, и привезенную из Византии икону Богородицы. Столицу княжества он перенес во Владимир-на-Клязьме, город небольшой и молодой — не более ста лет, без собственных вечевых традиций, нелюбимых Андрею Юрьевичу с киевских времен, но строить он стал на киевский лад — с воротами по образцу Золотых, которые и назвал так же, каменными церквями, заложенными уже в 1158 году, и величественным Успенским собором, высотой превзошедшим Софиевские соборы Киева и Новгорода.
Вблизи своей новой столицы Андрей Юрьевич приказал возвести белокаменную резиденцию-замок, названный Боголюбным (ныне Боголюбово под Владимиром в РФ), которой Владимирский князь обязан своим историографическим прозвищем, которое рядом с его именем появилось спустя несколько столетий.
Как Андрей Боголюбский правил?
Не церемонился Андрей Боголюбский и с давними традициями и родными. Из изгнанных из Руси братьев только Юрий получал от него небольшой удел под Суздалем, остальные трое (Борис к тому времени уже умер) — Мстислав, Василько и Всеволод (впоследствии известный как «Большое гнездо»), вместе с их матерью — своей мачехой , и своих племянников выслал в Византию. За семьей настал черед отцовских «передних мужей», бояр, вместо которых Боголюбский оперся на горожан и лично преданный ему военно-служилый люд.
На зависимых от него людей Андрей Боголюбский опирался и на церковные дела. Так, в 1159 году, надумав разделить единственную в Залесье епархию надвое, чтобы выделить из нее новую, Владимирскую, он под надуманным предлогом выгнал с ростовской кафедры грека Нестора и поднял игуменов с местных — сначала суздальского Леона (Леонтия), а потом, когда из желание иметь и собственную, независимую от Киева, митрополию, — ростовского Фе(о)дора, человека состоятельного, авантюрного и беспринципного.
Но получить патриаршее благословение не удалось. Не помогло ни обретения вроде бы чудотворных мощей, ни внедрения по этому случаю праздника и написания «Жития», которое задавило историю ростовской кафедры до времен крещения Руси, ни визит Федора в Царьград, ни личную переписку с патриархом Лукой Хризовергом, который был князю предлагалось «с радостью» принять Леона назад и «больше не просить [ничего]».
Поэтому когда около 1168 года Боголюбскому представилась возможность силой оружия поквитаться с Киевом, где после смерти его двоюродного брата Ростислава Мстиславича, снова развернулась борьба за великокняжеский стол, он отослал «владыку Федора» к киевскому митрополиту Константину II.
Борьба за Киев
На этот раз причиной междоусобия стало приглашение киевлянами на великое княжение Мстислава Изяславича волынского, против которого в борьбе за уделы восстали смоленские Ростиславичи (Роман, Рюрик, Давид и Мстислав) и северские Ольговичи (Олег Святославич и Игорь Святославич).
Старшие в роду Мономаховичей — Святослав Ярославич черниговский и Владимир Мстиславович трипольский, претензий к великому князю не имели, поэтому коалицию возглавил против него, третий по старшинству — Андрей Боголюбский. Он отправил в поход на Киев своих братьев Глеба и Всеволода и внучатого племянника Мстислава Ростиславича (возвратившихся из Византии) с войском ростовцев, владимирцев и суздальцев. «Государств весь наряд», собравшийся в Вышгороде, его старший (с живых в то время) сын Мстислав Андреевич, которому должен был помогать суздальский воевода Борис Жидиславич.
В начале марта 1169 войска Боголюбского перебрались в урочище Дорогожичи и через недельку, 9 марта, в первое воскресенье Великого поста, «обступили весь город Киев» — сообщает местный летописец. — «И была битва упорна повсюду, и изнемогал Мстислав [Изяславич] в огороде».
«Такого не было никогда» — подтверждает слова киевского суздальский летописец. — «И была на всех людях в Киеве тоска и скорбь безутешная».
Никогда не было и такого, чтобы победитель в войне за великокняжеский стол не перебрался в Киев. Так поступали и отец и дед Боголюбского. Но он решил остаться во Владимире-на-Клязьме, а в разоренной столице Руси посадил младшего брата Глеба, тем самым впервые в истории Рюриковичей отделив первенство в роде от непосредственного пребывания на киевском столе.
Так и не собрав войска для возвращения великокняжеского престола, в третий раз изгнанный из Киева Мстислав Изяславич скончался 19 августа 1170 года во Владимире.
Что было потом
Триумфовал Андрей Боголюбский недолго.
Против князя Владимира взбунтовались недавние союзники — смоленские Ростиславичи. Уже зимой 1170 года они пришли на помощь Новгороду, под стенами которого разбили войско Мстислава Андреевича, а когда зимой следующего года Глеб неожиданно умер, вероятно, как и его отец, отравленный кем-то из ближайшего киевского окружения, посадили в Киеве Владимира Мстиславович.
Попытка Боголюбского в 1173 году силой всего имеющегося у него войска взять реванш потерпела полную неудачу под стенами Вышгорода, когда-то брошенного им ради Залесья. Это обострило тлеющий уже несколько лет конфликт с его ближайшим боярским окружением, и 29 июня 1174 г. он был жестоко убит в своей резиденции под Владимиром-на-Клязьме, которую, как водится, бросился грабить местный люд.
Юрий, единственный из живых в то время сыновей Боголюбского, даже не пытался бороться за наследие отца, и ни один из потомков Андрея Боголюбского больше не княжил, ни во владимиро-суздальской земле, ни где-либо на Руси или Залесье.