Главная страница » Никоновская реформа — раскол Русской церкви

Никоновская реформа — раскол Русской церкви

Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)
Чёрный собор. Восстание соловецкого монастыря против новопечатных книг в 1666 году (С. Милорадович, 1885 год)

Триста лет отделяет нас от церковной смуты, разразившейся при царе Алексее Михайловиче и повлекшей за собой раскол церкви и исторически нарастающий раскол русского общества во все последующие века. Ключевое по своим трагическим последствиям событие российской истории, и ныне хранит «тайну беззакония в действии».

Значит, подлинные цели реформы были иными.

Во-первых, на уровне обыденного исторического сознания реформу называют «никоновской». Между тем патриарх с 1652 г. Никон был подвергнут царской опале уже в 1658 г., а в 1666 г. Вселенский церковный собор православных патриархов лишил его патриаршего сана. Роскошь Воскресенского «нового Иерусалима» несостоявшийся «православный папа» поменял на келейку Ферапонтова монастыря в Белоозерской северной пустыни.

Во-вторых (что соответствовало исторической реальности), реформа шла своим чередом. В 1667 г. царь передал ее проведение восточным патриархам — Паисию Александрийскому и Макарию Антиохийскому, предварительно убедившись, что греки будут льстиво и напыщенно прославлять «правнука» великого царя, «надежду и опору всего православия».

В-третьих, о чем повествует подлинный исторический источник в 1669 г., идейный вдохновитель старообрядчества протопоп Аввакум из Юрьевца в пятой челобитной царю прямо назвал истинного и главного творца реформы. «Кто бы смел реши…хулыныя глаголы на святыи, аще не твоя держава попустила тому быти? — писал Аввакум, -Все в тебе, царю, дело затворился и о тебе едином стоит».

Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола. Алексей Кившенко, 1880
Церковный cобор. 1654 год. Начало раскола. Алексей Кившенко, 1880

Следовательно, реформу, с известной долей уверенности, можно назвать «Алексеевской». В данном случае становятся понятными и подлинные цели реформы — политические, обусловленные как событиями XVII столетия, так и событиями предшествующих веков.

С падением Константинополя в 1453 г. и женитьбой Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г., Москва наследует не только византийский герб и «шапку Мономаха». Государи Московского княжества принимают титул «самодержец», возникает теория «Москвы — третьего Рима». Главная идея доктрины, изложенная в 1516 г. старцем Филофеем в послании к великому князю Василию III: «Вся христианская царства снидошася в твое едино…Един ты во всей поднебесной христианом царь», — станет маниакальны синдромом всей российской геополитики.

Реформа для достижения «церковного единообразия» по греческому образцу стала для царя Алексея первым шагом к осуществлению его глобальных политических замыслов, а равно и завещания предков — к созданию Великой Греко-Российской Восточной империи.

Остается выяснить: по политической наивности, слабоумию, или чужому и злому умыслу «растлеша и омразишася в беззакониях» московский государь?

В контексте европейской истории Московия традиционно рассматривалась как сдерживающий для Востока фактор. Отсюда то пристальное внимание, которое проявлял к Москве Рим. Государи-вотчинники в лице Ивана III, Василия III и Ивана IV считали ниже своего достоинства обольститься папскими посулами. Самозванец был «вор», и его идея объявить себя императором и начать войну с Турцией была бредом для Смутного времени, несмотря на все старания иезуитов. Иное дело молодой двадцатипятилетний царь новой избранной династии.

Избрание, а не наследование Романовых и было той первопричиной, что толкнула их, в погоне за самодержавным авторитетом, в лоно папизма. Искусные в обольщении «греческие» наставники внушали царю Алексею, что искание царьградского престола — дело святое, подвижническое, жертвенное. К нему обязывает христианский и исторический долг и призывает Пресвятая Троица.

В числе обольстителей царя были видные деятели реформы: Арсений Грек, Епифаний Славинецкий, Паисий Лигарид, Симеон Полоцкий, братья Лихуды и др. Примечательно, что все они — воспитанники иезуитских коллегий. В бытность свою православным, католиком и магометанином, Арсений Грек — выпускник иезуитской коллегии в Риме, был главным справщиком богослужебных книг. Его «протеже» Паисий Лигарид, выпускник той же коллегии и известный католический миссионер на Востоке, был главным идеологом реформы. Наставник царских детей, «Шекспир» царского театра, выпускник иезуитской коллегии в Вильно, Симеон Полоцкий был главным полемистом в борьбе со старообрядцами. Воспитанники иезуитских коллегий в Венеции и Падуе, братья Лихуды стояли во главе Московской духовной академии (до 1701 г.).

«прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи
«прения о вере» 5 июля 1682 года в Грановитой палате в присутствии Патриарха Иоакима и царевны Софьи

Таким образом, идея «Третьего Рима», как учение об особом историческом пути русского народа, «святой Руси», была роковым образом искажена официальной государственно-церковной политикой династии Романовых, не гнушавшихся ни самозванцев, ни иезуитов.

Смута государственная, затеянная интригами Филарета Романова, повлекла за собой смуту духовную, учиненную его внуком Алексеем. В совокупности эти преступные по своему характеру деяния привели к торжеству имперских амбиций правнука Филарета — Петра I.

Поделиться

Author

Один комментарий к “Никоновская реформа — раскол Русской церкви

  1. Статья мне понравилась, тем более меня интересуют темы церкви, веры, религии. Благодарю

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх