Конфликт христианских церквей был заложен Первым Константинопольским собором 381 года, где ряд восточных епархий провозгласили старшинство Константинополя после Рима. Принятый на этот счет канон не был признан большинством других патриархатов, включая Святой престол в Риме. Путем борьбы против ересей Константинополь добился понижения в статусе своих основных конкурентов за первенство — сначала Антиохийской кафедры на ІІІ Вселенском (Эфесском) Соборе в 431 году, затем Александрийского патриархата на IV Вселенском (Халкидонском) Соборе 451 года.
С устранением антиохийского несторианства и александрийского монофизитства укрепилось греческое православие, а Константинопольский архиепископ как канонически, так и фактически стал первым на Востоке. После упадка Западной Римской империи константинопольские первоиерархи, опираясь на поддержку византийских императоров, стали добиваться равенства в делах с Римскими епископами и такой же юрисдикции на Востоке, которую у Рима на Западе.
Отношения между Римской и Константинопольской церквями обострились в конце IX века при патриархе Фотии, который в 879 году объявил себя Вселенским патриархом и, добиваясь создания теократической монархии, первым сформулировал обрядовые и догматические отличия Римской Церкви от восточных церквей. С другой стороны, коронация в Риме Карла Великого, ставшего равным императору Востока, дала повод римским папам вернуться к отвергнутой Халкидонским собором идее о своем первенстве не по чести и православности учения, а «по божественному праву».
Раскол церквей
Фотий был смещен с кафедры императором Василием I Македонянином, который стремился к союзу с Римом перед угрозой границам Византии, что позволило остановить конфликт церквей до XI века. Он возобновился во время правления Константина IX Мономаха, когда между папой Львом IX и патриархом Михаилом Керуларием возник спор за каноническую юрисдикцию над Неаполем, который, будучи вассалом Византии, еще в VIII веке перешел под покровительство Папского государства. К этому добавился давний спор о догматических и обрядовых отличиях, для решения которых в 1054 году в Константинополе состоялся теологический диспут между представителями папы и патриарха.
Во время созванного по этому случаю собора папские легаты были посажены позади греческих архиереев, что было нарушением существующих канонов и было воспринято как оскорбление, и 16 июля глава римской делегации кардинал Гумберт из Муаэнмутье во время литургии в Софиевском соборе положил на алтарь буллу о отлучение Керулария от церкви. В ответ 20 июля 1054 г. патриарх Келуарий обнародовал текст анафемы Льва IX и всех членов его делегации, что стало началом разделением церквей восточного и западного обрядов.
Попытки преодолеть раскол
Первой попыткой преодоления раскола стал Второй лионский собор, созванный 1274 папой Григорием X. На нем была заключена Лионская уния, скрепленная подписью императора Михаила VIII Палеолога, согласно которой православные признали превосходство папы Римского и большинство догматов католической церкви. Однако вскоре уния вызвала осуждение греческого духовенства и признана недействительной на Константинопольском соборе 1285 года, созванном преемником Михаила — Андроником II.
Следующей попыткой стал Ферраро-Флорентийский собор, созванный папой Евгением IV 1438 г., на котором была заключена Флорентийская уния, вновь признававшая примат папы римского, а также основные догмы католической церкви. Однако пять лет спустя, накануне падения Константинополя, греки снова отказались от объединения церквей.
Взаимная анафема папы и патриарха была снята в 1964 году на встрече Павла VI и Афинагора в Иерусалиме, однако подписанная ими декларация показала недостаточность этого жеста для преодоления разногласий между Римско-Католической и Православной церквями.