Главная страница » Феномен Альфреда Великого

Феномен Альфреда Великого

Формирование нового типа правителя

Формирование нового типа правителя в раннее Средневековье – сложный процесс трансформации вождей варварского типа в конунгов, а затем и собственно средневековых государей. Его слагаемые не раз являлись объектом исследовательского интереса историков. Однако историкопсихологический план этой трансформации, несмотря на всю его важность, большей частью остается за кадром историографического анализа. Одним из ярких примеров такого рода правителей является фигура Альфреда Великого (848–899 гг.). Если рассматривать то, как форматировала эпоха сознание и поведение Альфреда в его собственно историческом своеобразии, то необходимо при исследовании принимать во внимание макроисторический формат эпохи, в рамках которой осуществлялась его деятельность.

Особенности Англии

Карта Англии времен Альфреда Великого
Карта Англии времен Альфреда Великого

Как известно, Англия находилась на периферии раннесредневековой Европы. Романо-германский синтез здесь был выражен очень слабо, поскольку в условиях преобладания германского культурного субстрата христианские установки усваивались с большим трудом и в несколько искаженной форме. Примером эффективного усвоения новых установок и использования их в своих интересах и служит Альфред Великий, который оставил глубокий след не только в средневековой истории Англии, но и в исторической памяти англичан. Благодаря чему он играет столь важную роль? Очевидно, это коренится в том, что Альфред впервые в истории англосаксонских государств смог реализовать накопленный политический и культурный капитал, опираясь на который он сумел эффективно противостоять экспансии викингов. В данной работе предпринимается попытка рассмотреть проблему формирования новой поведенческой модели у Альфреда Великого.

Биография Альфреда Великого

Биография Альфреда описана его сподвижником епископом Шернбурна Ассером. Отдельные сюжеты из его жизни встречаются в англосаксонской хронике, житиях святого Неота и св. Кутберта, а также в различных исторических сочинениях преимущественно XI–XII вв.. Один из самых известных и вместе с тем сомнительных сюжетов из жизни Альфреда Великого – легенда о сожженных лепешках и жене свинопаса, содержащаяся в Анналах монастыря святого Неота и житиях этого святого. Эта легенда позволяет полнее раскрыть образ Альфреда. В ней рассказывается о самом тяжелом периоде его жизни, когда военная удача отвернулась от него. Скрываясь от преследований, Альфред набрел на хижину свинопаса, где хозяйничала жена последнего. Альфред не уследил за лепешками, которые готовила хозяйка, и они сгорели. Альфред спокойно выслушал брань в свой адрес и продолжил путь, за что получил благословление от святого Неота.

Анализ легенды позволяет нам понять феномен величия Альфреда. Данное поведение представляется нетипичным для варварского конунга, и, даже если это лишь легенда, ее содержание, безусловно, несет в себе следы того образа, который выделял Альфреда среди его предков и других англосаксонских государей. И действительно, пример его братьев и отца показывает достаточно серьезные отличия в установках, которыми они руководствовались; вместе с тем он отражает предпосылки формирования прагматических установок у самого Альфреда. Наследие варварских установок определяло распространенность и общественное одобрение избыточно мужественного поведения. Воинственность и мужественность вступили в конфликт с христианскими установками, которые стали постепенно усваивать англосаксы, начиная с конца VI в. В период VII–IX вв. процесс усвоения христианских ценностей продолжался. Сложное сосуществование разных установок объясняет противоречия в поведении исторических деятелей этого периода. Христианизация порождала конфликт между установками, характерными для язычников-варваров, и новыми установками, которые несла с собой христианская система ценностей. Идейное содержание христианской религии усваивалось в сильно искаженном виде, пройдя через фильтры языческих представлений.

Не последнюю роль в процессе усвоения установок играла семья как социальный институт, напрямую влиявшая на формирование характера человека, его личности, а также его бессознательного. Важной в этой связи представляется фигура старшего брата Альфреда – Этельбальда. Этот последний воспользовался долгим отсутствием отца, короля Этельвульфа, отправившегося в паломничество в Рим, взяв бразды правления в свои руки. Важно, что в результате противостояния был найден компромисс, позволивший Этельбальду и Этельвульфу выйти из этой ситуации, сохранив лицо. Этельбальд продемонстрировал пренебрежение к христианским догмам и нанес серьезный удар по своей популярности, потеряв поддержку со стороны части духовенства, когда женился на вдове отца Юдифи, дочери Карла Лысого. Как известно, христианство осуждает не только браки между кровными родственниками, но и между свойственниками. Этельбальд скорее оставался верен германским обычаям; христианство не затронуло глубинные слои его личности. Таким образом, в рамках одной семьи мы видим примеры разного поведения. Подчеркнем, что Альфред не только перенимал образ действий и мышления у своих старших родственников, но учился и на своих ошибках.

Молодость Альфреда

В молодости Альфред демонстрирует неоднозначное поведение с точки зрения поставленной проблемы. Первоначально влияние традиционных варварских установок превалировало в его бессознательном, что показывает битва при Эшдауне, когда он, не дождавшись окончания молитвы короля Этельреда I, ринулся в атаку. Тем самым Альфред продемонстрировал нетерпение, гордыню, неуважение к старшему брату-королю и пренебрежение религиозным ритуалом, но одновременно отвагу, ценимую в военной среде. Он действовал в данном случае как варвар-язычник. Однако начиная со второй половины 70-х гг. IX в. Альфред становится осторожным, мудрым и даже хитрым государем. Не случайно его называют английским Соломоном. Альфред, в отличие от своих предшественников, активно интересовался литературой, чему способствовала его грамотность: в 12 лет он начал учиться чтению на родном языке, а в 40 стал изучать латынь. Строительство укрепленных бургов, создание системы бокленда и изменение принципов формирования войска – все это говорит нам о прагматическом характере политики Альфреда, направленной на укрепление безопасности и усиление позиций уэссекского королевства.

Трансформация поведения Альфреда Великого

Наиболее вероятным объяснением трансформации поведения Альфреда Великого является психологический кризис, связанный с неудачами начала его правления, видное место среди которых занимает поражение в битве при Уилтоне в 871 г. Скитания и неудачи поставили перед Альфредом серьезные проблемы адаптации к окружающей действительности. Традиционные схемы поведения не работали. Демонстрация храбрости в этой битве не только не принесла победу, но обернулась поражением, когда викинги заманили англосаксов в ловушку притворным отступлением. И Альфред постепенно модифицировал свое поведение. Примером этому может служить выплата значительной по размерам дани Альфредом для избавления от норманнской опасности. Это на 7 лет отсрочило решающее столкновение с данами и позволило провести необходимые преобразования. В 878 г. в битве при Эддингтоне войска викингов были разгромлены, а их вождь Гутрум был крещен Альфредом и получил христианское имя – Этельстан. Крещение Гутрума – это попытка заставить данов соблюдать взятые на себя обязательства, с одной стороны, и демонстрация связи между победами Альфреда и помощью Бога-дарователя побед, с другой. Христианский Бог Альфреда оказался в 878 г. сильнее богов, которым поклонялся Гутрум. Этот последний признал свое поражение, согласившись на обряд крещения.

Альфред примирил христианские установки со своими политическими интересами, а героику варварских ценностей смог отодвинуть на второй план. Механизм, с помощью которого он сумел примирить христианские и языческие ценности, принято называть формированием позитивной идентичности. Мы ясно видим, как молодой Альфред страдает от чувства собственной греховности, неуверенности в себе. Он даже призывает Бога послать ему какую-нибудь болезнь, чтобы избавиться от влечений плоти. Это прозрачно показывает нам, что господствующей на данном этапе развития личности является негативная идентичность, выражающаяся во враждебном отношении к самому себе. Формирование новой идентичности, по всей видимости, относится к периоду после 871 г., когда молодой король сумел пережить тяжелое поражение при Уилтоне, в результате определившись со своими приоритетами и ценностями. И если негативная идентичность была рационализирована как греховность, то позитивная – как выполнение божественного замысла. Отсюда проистекает необыкновенная уверенность в своих силах и своей правоте.

Люди Средневековья преимущественно являются носителями авторитарного характера, для них норма является безусловным императивом, а отношения господства и подчинения – главным содержанием их коммуникации. И в этом смысле Альфред не является исключением. Но успехи Альфреда укрепляли его уверенность и позитивную идентичность, что позволяло продолжать выбранный путь и добиваться новых успехов.

Поделиться

Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх