Главная страница » Мустафа Кемаль Ататюрк — отец современной Турции

Мустафа Кемаль Ататюрк — отец современной Турции

Мустафа Кемаль Ататюрк
Мустафа Кемаль Ататюрк

Мустафа Кемаль Ататюрк — османский и турецкий реформатор, политик, государственный деятель и военачальник; основатель и первый лидер Республиканской народной партии Турции, основатель современного турецкого государства, первый президент Турецкой Республики.

Мустафа Риза родился в Салониках 12 марта 1881 года в семье лесоторговца. Прозвище Кемаль — «Совершенство», — по его словам, получил в военном училище за математические способности. В 1934 году Великое национальное собрание Турции присвоило ему фамилию Ататюрк — «Отец турок».

По окончании Первой мировой войны не признал капитуляции султана по Севрскому договору и раздела Османской империи, после высадки греков в Измире в 1919 году организовал национальное движение сопротивления по всей Анатолии.

В начале XX века, когда Мустафа Кемаль начинал свою политическую деятельность, авторитет османского императора казался незыблемым, а исламские нормы жизни – священными. Ему нужно было не только созидать новые нормы жизни, но и убеждать граждан новой республики в том, что принадлежность к турецкой нации является их достоинством, а не проклятием.

Победоносный генерал Мустафа Кемаль на руинах султаната начал создавать турецкую идентичность с нуля. Кемаль объявил, что рухнувшая многонациональная Османская империя была лишь путами для турецкой нации. Всю модернизацию Кемаль проводил под знаменем возвращения к тюркским корням. Европейское платье и всеобщее обучение, женское равноправие и латинский алфавит, парламент и этатизм, западная музыка и система имен и фамилий, гребля и танцы, питье спиртного и гольф — все объявлялось соответствующим исконным национальным традициям турок.

Ататюрк в Измирской средней школе (1931).
Ататюрк в Измирской средней школе (1931)

Реформы, проведенные под руководством Ататюрка наряду с политикой этатизма, оживляли экономическую и общественную жизнь. В осуществлении политики этатизма, в ходе буржуазных реформ окончательно оформилась идеология кемализма (или ататюркизма) – одного из течений турецкого буржуазного национализма. Основными принципами кемализма были провозглашены: «республиканизм», «национализм», «лаицизм» (светский характер государства;отмена шариатского права, запрет на религиозное образование), «этатизм», (отделение ислама от государственных дел и народного просвещения), «единство турецкого народа» (отрицание наличия классов и классовой борьбы в Турции), «революционность» (верность кемалистским идеям и реформам).

Главной опасностью для реформ Кемаля был ислам. Да, Отец турок провозгласил секуляризм основой государства, отменил шариат, халифат. Однако оставался рубеж, который даже ему было не перейти, — мусульманский быт и образ мыслей.

Мустафа Кемаль постоянно искал исторические аргументы ради восстановления в народе чувства национальной гордости, подорванного за предшествующие два века почти непрерывными поражениями и внутренним развалом страны. Можно представить себе чувства турецких патриотов того времени, когда в европейской литературе и прессе слово «турок» почти всегда употреблялось с оттенком пренебрежения и враждебности. Заметим, что Ататюрку пришлось создавать национальную идею с чистого листа – в Османской многонациональной империи такой идеи не было. Самое важное состоит в том, что граждане Турции в эту идею поверили, стали чувствовать себя представителями бурно развивающегося народа со своей культурой, со своим местом как в Европе, так и в Азии (Не каждой новой стране удается так быстро создать свою национальную идею).

Ататюрк в Сивасе во время кампании за новый турецкий алфавит (1928).
Ататюрк в Сивасе во время кампании за новый турецкий алфавит (1928)

Поэтому, когда Мустафа Кемаль произнес знаменитые слова: «Какое счастье быть турком!» – они упали на благодатную почву и зазвучали как вызов остальному миру. Это изречение Ататюрка остается актуальным и сегодня – очень живучи вековые предрассудки Европы. Ататюрк умер в Стамбуле 10 ноября 1938 года, с 1953 года его останки покоятся в мавзолее «Аныткабир». Еще при жизни он стал идолом новой турецкой религии — национализма.

Сегодня, почти через 80 лет после смерти, Мустафа Кемаль Ататюрк в Турции повсюду. Его портреты висят в государственных учреждениях и кофейнях маленьких городов. Его статуи стоят на городских площадях и скверах. Щиты с изречениями Ататюрка украшают стадионы, парки, улицы и бульвары, стоят вдоль дорог. Люди слушают восхваления ему по радио и телевидению. Регулярно демонстрируется уцелевшая кинохроника, снятая при жизни Ататюрка. Речи Мустафы Кемаля цитируют политические деятели, военные, профессора, профсоюзные и студенческие лидеры. Вряд ли в современной Турции можно найти что-либо подобное культу Ататюрка. Это официальный культ.

Поделиться

Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вернуться наверх