В начале XI века по Западной Европе с Балкан распространилось религиозное учение, известное как катаризм, сторонники которого опирались на специфическое понимание Библии, рассматривали материальный мир как безусловное зло, среди прочего они отрицали человеческую телесную природу Христа, его таинства, верили в переселение душ и отвергали концепцию верховенства Церкви, считая, что каждый верующий может совершать религиозные таинства. Больше всего поклонников катаризма оказалось на юге Франции в области Лангедок, с центром в городе Альби, за что их также называли альбигойцами, хотя себя они именовали «добрыми людьми». Восемь церковных католических советов в период 1022-1163 годов осуждали учение катаров, а на последнем из них, состоявшемся в Туре, было объявлено, что альбигойцев следует заключать в тюрьму, а их имущество — конфисковать. Учитывая, что политическая власть в Лангедоке принадлежала крупным землевладельцам и богатым горожанам, церковь видела в подобных мероприятиях не только борьбу с ересью, но и способ обогащения за счет изъятых земель и имущества. Это решение Турского совета было поддержано Третьим Латеранским собором в 1179 году. Так фактически начался альбигойский крестовый поход.
Начало борьбы с катарами
В 1198 году папа римский Иннокентий III попытался в очередной раз вернуть катаров в лоно католической церкви. Но многочисленных проповедников встречали довольно прохладно и даже известному кастильцу Доминику Гузману (будущему основателю Ордена доминиканцев), отличавшемуся убедительностью и красноречием, не удалось добиться ничего существенного. Предводителям катаров активно помогали богатые дворяне, конфликтовавшие с аббатствами, и некоторые епископы, недовольные церковными порядками, а Филипп II Август, занятый конфликтом с английским королем Джоном Безземельным за Бретань, Анжу и Аквитанию, не желая разжигать конфликт в лояльных ему владениях, самоустранился от призывов папы решительно выступить против альбигойцев.
В 1204 году Иннокентий III назначил своим легатом по борьбе с ересью монаха-цистерианца Пьера де Кастельно, который по попустительству катарам отстранил от должностей епископов Безье и Вивьера, а в мае 1207 отлучил от церкви графа Раймунда VI Тулузского — одного из крупнейших феодалов Южной Франции, имевший длительный конфликт с местными аббатствами из-за налогов с городских общин. Высокообразованный и богатый человек, союзник и родственник европейских монархов, Раймунд, обвиненный в попустительстве альбигойцам, вскоре был прощен папой. В январе 1208 года он встретился с Кастелем, однако взаимопонимание им найти не удалось и на пути из Тулузы в Сен-Жиль папский легат был убит. Хотя причастность графа к этому преступлению доказать не удалось, смерть Кастельно дала папе римскому повод начать против катаров открытую войну: специальной буллой он пообещал земле еретиков Лангедоку всем, кто будет бороться с ними с оружием в руках. Он также наложил на Раймунда VI уже вторую анафему, освободил его подданных от клятвы послушания своему сюзерену и лишил его всех владений. В июне 1209 г. тот публично покаялся в грехах, пообещал начать военные действия против катаров, после чего отлучение Раймунда Тулузского от церкви было снова снято.
Альбигойский крестовый поход
Альбигойский крестовый поход совпал по времени с подготовкой к Пятому крестовому походу в Святую землю и уже в середине лета около 10 тысяч вооруженных крестоносцев собрались в Лионе. Их возглавил мелкопоместный барон из Северной Франции Симон де Монфор, участник Четвертого крестового похода, закончившийся падением Константинополя, и был известен своей фанатичной религиозностью, примером которой стал отказ в свое время участвовать в штурме христианского города Зара в Далмации, за что он оказался одним из немногих, кто избежал анафемы.
План крестоносцев заключался в захвате всех стратегически важных крепостей и городов Лангедока, не оставляя в своем тылу врага. Достаточно быстро крестоносцы достигли Монпелье, откуда направились во владения Раймунда-Роджера Транкавеля, виконта Альби, Амбьяле и Безье, племянника и вассала Раймонда Тулузского. Не имея возможности защитить Безье, Транкавель отступил в Каркассон, начавший готовить к обороне. Тем временем после однодневной осады 22 июля упало Безье, а все его 20-тысячное население было вырезано, хотя собственно альбигойцев в городе было не больше 300 человек. При этом крестоносцы убивали всех подряд, не делая разницы между катарами и католиками: «Убивайте всех, Бог на небе узнает своих», по легенде этой фразой крестоносцев наставлял папский легат Арно Амальрик. Хотя эта фраза не имеет исторического подтверждения, в письме к папе Амальрик не выразил ни малейшего сожаления по поводу не только «20 тысяч, павших от меча», но даже клириков местного католического собора, убитых крестоносцами перед алтарем.
Захват Каркассона
Следующей целью Монфора стал город Каркассон, лежавший на главном пути между Тулузой и средиземноморским побережьем. 1 августа 1209 он был осажден, а 7 августа — отрезан от водоснабжения, что заставило Раймунда-Роджера Транкавеля начать с крестоносцами переговоры о перемирии. 15 августа он отправился во вражеский лагерь на переговоры, где был схвачен и в тот же день Каркассон капитулировал. Его население не вырезали, но, согласно летописцу Петру из По-де-Сернея, выпустили из города практически голыми, «…в одних рубашках».
К середине осени практически без сопротивления крестоносцами были захвачены города Альби, Кастр, Фанжо, Лиму, Ломбер и Монреаль. Достойное сопротивление оказывал только замок Кабаре, принадлежавший феодалу Пьеру Рожеру де Кабаре, в котором нашли убежище знатные катары и благосклонные к ним дворяне: он был добровольно оставлен только весной 1211 года. С наступлением зимы Альбигойский поход временно прекратился и военные действия активизировались только весной 1210 года, когда прибыли свежие силы крестоносцев. В марте пал Бран, в июне — Минерва, где было сожжено на костре 140 альбигойцев, отказавшихся принять католицизм.
Реванш альбигойцев
Возмущенный зверствами папского воинства, в 1211 году с осуждением их действий открыто выступил Раймунд VI Тулузский. Его поддержали некоторые другие знатные вельможи и в результате графа снова отлучили от церкви, после чего он уже открыто встал на сторону альбигойцев. Монфор в это время продолжал захватывать крепости и города: в мае капитулировал Лавор на полпути между Альби и Тулузой, где было жестоко убито около 500 человек, включая его хозяйку даму Героду де Лавор и ее брата Аймери де Монреаля, в начале июня — Касси и Монферран, после взятия которых Симон де Монфор начал осаду Тулузы. Однако для взятия хорошо укрепленного города ему не хватило как людей, так и вооружения, и в конце июня он отступил. Окрыленный успехом Раймунд Тулузский в сентябре напал на Кастельнодаре и к концу года освободил от крестоносцев более 30 городов.
Однако триумф альбигойцев продолжался недолго – уже следующим летом папское воинство вернуло отбитые катарами города и от полного разгрома спас их король Арагона Педро II. Тесть Раймунда VI Тулузского и любимец папства, он успешно воевал с маврами на юге Испании и после его обращения Иннокентий III 15 января 1213 написал письмо легату Арно Амальрику, которым приказал прекратить Крестовый поход. Однако Симон де Монфор отказался подчиниться папскому приказу и 12 сентября вблизи Тулузы произошло сражение между крестоносцами и войсками Педро II, в котором король Арагона потерпел поражение и погиб.
Раймунд Тулузский был вынужден спасаться бегством в Англию, оставив на произвол судьбы Тулузу, которая сопротивлялась крестоносцам вплоть до 1215 года, и вернулся на родину в 1216 вместе со своим сыном Раймундом VII. Они довольно быстро сформировали армию из числа недовольных горожан и дворянства, отвоевали Бокер и 12 сентября 1217 без боя взяли Тулузу, жители которой открыли им ворота города. Попытка Монфора восстановить над ней контроль потерпела неудачу и весной 1218 г. он начал осаду Тулузы, во время которой 25 июня был убит камнем, пущенным из катапульты. Утратив фаворита, крестоносцы отступили, а Раймунд VI, начав с освобождения Монреаля и Фанье, к 1222 году, когда он погиб, возвратил все свои города.
Завершающий этап альбигойского крестового похода
Завершающий этап Альбигойского крестового похода начался в ноябре 1225 года, когда Собор в Бурже, один из наиболее представительных в истории католической церкви, наложил анафему на Раймунда VII Тулузского и решил собрать т.н. «Альбигойскую десятину» для возобновления войны с катарами, которую по призыву папы Гонория III возглавил французский король Людовик VIII. В июне следующего года он с большим войском двинулся на юг Франции, покоряя города, которые не оказывали практически никакого сопротивления. Непокорность проявил только Авиньон, капитулировавший в сентябре.
После смерти в ноябре французского короля командование крестоносцами было возложено на Гумберга де Боже и под его руководством к началу 1229 г. были захвачены все южные районы Франции. Побежденный Раймунд VII был вынужден подписать 29 апреля 1229 г. в Мо договор с Бланкой Кастильской, матерью малолетнего Людовика IX, по условиям которого признал себя вассалом французского короля, отказался в его пользу от половины своих владений (включая Прованс и большую часть Лангедока с Бокером и Каркасоном включительно) и соглашался на женитьбу своей 9-летней дочери Джоаны с братом французского короля Альфонсом, которая вместе с мужем после смерти отца становилась правительницей графства Тулуза. Кроме того, Раймунд должен был выплатить ряду аббатств большие денежные компенсации, разрушить укрепление многих своих городов и обязывался бороться с еретиками, для преследования которых в его владениях вводилась инквизиция.
Действия против катар после окончания похода
Активно кампания по полному уничтожению катарской ереси началась в 1233 году: покаявшихся обязывали носить на одежде желтые кресты, регулярно посещать местную церковь, где их ежемесячно подвергали физическому наказанию, совершать паломничества и участвовать в войнах против мусульман. Тех, кто каялся не слишком искренне, лишали имущества, арестовали, а тех, кто отказывался повиноваться, сжигали как еретиков. Действенным инструментом для борьбы с катарами стал Орден проповедников, основанный в Тулузе в 1215 кастильским священником Домиником. «Божьи псы», как называли себя доминиканцы, путешествовали по городам и селам, проповедуя учение Церкви, и иногда участвовали в судах на альбигойцами.
Через два года инквизиция уничтожила катаров в Альбе, Нарбонне и Тулузе. Крепость Монсегюр продержалась до весны 1244-го и после падения на поле у ее стен 16 марта заживо было сожжено более 200 «вероотступников». Последним их оплотом стал замок Керибюс, капитулировавший в августе 1255 года. Последнего альбигойца сожгли на костре в 1321 году и к 1350 году были уничтожены любые проявления катаризма как религиозного движения. Так закончился альбигойский крестовый поход.
Хорошо! Все бы так писали.